пятница, 30 октября 2009 г.

Роль ислама в Карачае и Балкарии в период с 18 по 21 век.

Современные секты называющие себя исламскими активно пропагандируя свое представление на религию и общество в Карачае и Балкарии, аппелируют к тому что якобы ислам в Карачае и Балкарии был не развит, появился поздно и вообще был распространяем малообразованными людьми и в период с 17 года был разключен в систему госпропаганды и тем более не может называться исламом настоящим. Мы попытаемся ответить на эти обвинения, которые не имеют ничего общего с реальностью.
Ислам начал распространение в 18 столетии в Карачае и Балкарии, хотя это было не первичное распространение исламской религии на данной территории, а скорее возвращение ее, после смут, эпидемий и отката к язычеству и традиционным верованиям, наряду с христианскими и иудейскими общинами. Распространение ислам получил благодаря дауату со стороны Дагестана и со стороны Османского Девлета, (позднее в 19 веке). Практически большинство тех кто распространял ислам в Карачае и Балкарии имели высшее исламское образование, стоит например напомнить основателя рода Алиевых в Карачае, который будучи выходцем из Дагестана был выпускником университета Аль-Азхар. Так как в распространении ислама играли роль и представители Османской державы под покровительством султана, мы можем говорить об их образовательном уровне как надлежащем для функции дауата.
Многие из те кто распространял ислам позже влились в само общество Карачая и Балкарии путем браков и образования новых фамилий, кланов.
Таким образом к 19 веку ислам в Карачае и Балкарии в целом утвердивщись на своей ортодоксальной основе стал доминантой общественных и правовых отношений. Появились къадыи, и самое понятие шариата стало сплетаться с обычным правом народа. Не изменяясь от него, но фильтруя его. Отсутствие сильной централизации и традиции вечевого управления обществом (тёре) так же органично соответвовали исламской традиции исламского правления. Это все привело в 19 веке к расцвету ислама на территории Карачая и Балкарии. Не смотря на начало Кавказской войны, 2 эпидемии чумы, которые выкосили две трети всего населения свет дина продолжал растекаться от устазов к мюридам и дальше светить на все джамагъаты народа. Проигрыш в Кавказской войне некоторое время вообще не влиял на карачаево-балкарское общество, так как до строителства дороги в Карачай и окончательного завершения Кавказской войны, власть российской короны была чисто номинальной многие года сюда даже не назначали приставов. Последним всплеском войны было восстание под руководском Наиба Имама Шамиля, Магомед Амином на западном Кавказе, Карачай отликнулся на это восстанием под руководством Магомет-эфенди Хубиева в 1855 году.
Таким образом ислам и его представители играли роль силы противодействовавшей завоеванию родины.
Следующий этапом был период до 17 года, который характеризовался развитием ислама и его укреплением. Арабский язык был главным языком грамотности, а арабская графика использовалась для написания текстов на родном языке. Не смотря на попытки распространения русской культуры и влияния народ в целом был склонен учить детей сначало арабскому и Корану, а уж затем русской грамоте. Такой двойное образование получали в основном те кто мог себе это позволить. Высшее образование многие продолжали получать в Османской державе.
Революция и гражданская война имели трагические последствия для ислам в Карачае и Балкарии. Но коммунистические лозунги не имели здесь такого распространения как в соседних народах. В виду особости структуры общества, где абсолютное большинство составлял зажиточный свободный класс и высшая аристократия. Но вторжение Красной Армии в 20 годах дало шанс на террор и репрессии для меньшинства которое только и мечтало об экспроприации собственности. Естественно что они стали и поборниками атеизма. Убивая и насилуя они достигали не искореннения ислама, а искоренения для себя возможности получить что то хорошее в ахирате( Аллаху агълям). Практически никто их этих поборников атеизма не был похоронен на кладбищах где находились зияраты. По воле Всевышнего находились причины по которым их хоронили то тут то там, но не на этих кладбищах.
Период репрессий выдвинул для защиты ислама, таких пресветлых шейхов как Абсол-эфенди (Батруддин Абиссалов), шейх Шакай Уллу ( Боташев Шакай), Керуан хаджи и других, которые пережив и репрессии и сталинские лагеря тем не менее сохранились ислам в его чистоте, своей духовной силой сохраняя над народом рахмат Аллаха в непростые времена.
Их время длилось где-то до середины 80-х годов. Катастрофа депортации очень сильно сказалась на моральном облике народа и развитии ислама. Но тем не менее люди не смотря на запреты собирались на малуды, на коллективные намазы, совершали зияраты, писали дуа, итд итп. Упомянутые шейхы были главным флагманами ислама и помогли ему сохраниться и не умереть под прессом атеистического государства. Определенное развитие в 1980-2000 годах ислам в Карачае и Балкарии получил благодаря небольшой группе обучавшихся в бухарском медресе. Но не все из них стали на правильный путь, некоторые из них ушли в модернизм, а те кто остался верен исламу, являлись в 90-тые и начало 21 века главной силой противодействовавшей ваххабизму и распространению неверия и снижению общественной морали. Именно на этих выпускников направлен главный удар Ибилса(Лагълатуаллах)выразивший себя, руками сектантов. Результатом является: убитые имамы Курджиев Абубекир, Исмаил Бостанов, и другие в разных мечетях Карачая и Балкарии.
Таким образом мы видим что ортодоксальный ислам был и являеться главной силой способной, сохранять и развивать карачаево-балкарское общество. Ни одна секта или движение в том числе коммунистическая партия не смогли привести народ к правильному моральному и соответвенно высокому общественному и экономическому развитию. Пик развития карачаево-балкарского общества это период спокойного развития ортодоксального ислама, характеризуемого наличием множества шейхов и аулья. А не период разврата, разгула насилия и не период строительства коммунизма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий